Чувства - злейший враг опыта.

В конце 60-х американское космическое агентство NASA переживало триумф. После нескольких лет несчастий, тяжелых трудов и с риском для жизни им все же удалось высадить своего человека на Луне. 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу Нил Армстронг сошел по лестничному трапу спускаемого аппарата «Орел» и со словами «это маленький шаг для человека, но невероятный скачок для человечества» ступил на пыльную инопланетную поверхность.
Сейчас по-разному оцениваются события тех дней. Некоторые даже отрицают факт, что американцы летали на Луну, но если отбросить бездоказательные домыслы, становится понятна вся важность предпринятой американцами программы, граничащей к тому же с авантюрой. Сейчас космонавтика развивается по пути предельной практичности и безопасности, чему есть и свои причины. Однако этот подход не сулит человечеству грандиозных успехов и побед, без которых невозможно уже представлять мир 50—60-х годов прошлого века.
Успешное завершение событий 40-летней давности иначе как чудом назвать невозможно, потому как сами американцы оценивали вероятность своего успеха как незначительную. Президент Никсон даже заранее приказал заготовить некролог по высадившимся астронавтам и зачитал бы его нации, если бы астронавты по каким-то причинам погибли во время посадки или не смогли возвратиться с поверхности Луны. Опасения на этот счет были, потому что конструкция посадочного модуля была далека от совершенства, а управление им требовало невиданного мастерства пилота. Да и запас топлива из-за ограничений по массе был минимальным. В итоге Армстронг посадил аппарат буквально за 20 секунд до отключения двигателя, поскольку долго искал подходящую ровную площадку.
В процессе снижения компьютер постоянно выдавал сигнал ошибки и работал с перегрузкой. Перед глазами Армстронга раздражающе горел красный сигнал опасности. Кроме того, компьютер вел аппарат на кратер диаметром 180 м, заполненный камнями, в которых «Орел» мог попросту перевернуться. Правила безопасности требовали прекращения снижения, отстрела взлетной ступени и ухода на орбиту. После короткого совещания в центре управления полетов комиссия решила пойти на риск и, понадеявшись на русский авось, отдала команду продолжать снижение. На высоте 100 м Нил Армстронг взял управление на себя и стал проделывать чрезвычайно опасную операцию, то есть перевел «Орел» в горизонтальный полет и увел его подальше от кратера. Наконец, балансируя на одном сопле, как акробат на канате, ведомый рукой командира корабля «Орел» прилунился в Море Спокойствия в 350 м от злополучного кратера. Произошло это знаменательное событие 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу.
«Несмотря на все опасности, выбранная схема посадки спускаемого модуля считается сейчас классической и в случае возобновления миссий к Луне именно она будет повторяться вновь, — рассказывает РБК daily заслуженный конструктор России, ведущий специалист проектного отделения НПО машиностроения Анатолий Благов. — Конечно, с более совершенной электроникой и с технически иной конструкцией лунной кабины, способствующей более долгому пребыванию космонавтов на Луне и их удобному выходу на поверхность».
40 лет назад эта операция занимала массу сил, потому как «Орел» не имел шлюзовой камеры и перед открытием двери приходилось разгерметизировать кабину. При этом проход был настолько узок, а скафандр настолько велик, что при выходе Нил Армстронг задел спиной пульт управления и отколол рычажок включения стартового двигателя. Эта оплошность чуть было не стоила астронавтам жизни. Между тем Армстронг ступил на поверхность Луны в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу, или в 05.56 мск. За ним следовал Базз Олдрин, который установил на поверхности сейсмограф, флаг и камеру на штативе. Скудость научной программы американцев обуславливается целями, которые они собирались достигнуть на Луне. Главная из них заключалась в демонстрации своих технических возможностей в гонке с СССР.
«Проделанная работа оказалась чрезвычайно важной в плане технической разработки миссий, не говоря уже об организаторской стороне дела, — продолжает Анатолий Благов. — К примеру, сейчас, чтобы лететь к Марсу, нужно уверенно садиться на Луну и взлетать с нее, да так, чтобы автоматика работала безотказно». Кроме того, отработанная схема «Аполлона» вновь применяется в NASA для разработки нового, уже шестиместного космического корабля, идущего на смену неоправдавшему себя шаттлу. Да и в России один из самых надежных космических кораблей — «Союз» — был рожден на свет как лунный корабль.
«К сожалению, сейчас нет фигур, равных ни Королеву, ни Вернеру фон Брауну, который и привел американцев к лунному триумфу, — говорит эксперт. — Этот знаменитый немецкий конструктор, который известен по своим разработкам ракет «Фау-2», сумел прекрасно организовать космическую отрасль США и добился победы в этой гонке». К слову, его ракетоноситель «Сатурн-5» до сих пор является одним из самых грузоподъемных в мире и мог вывести на околоземную орбиту 145 т полезного груза. Ничего подобного в космос уже не летает. Развитие космонавтики в последние годы идет очень медленными темпами. В некоторых областях наблюдается даже регресс, а значит, быть свидетелями столь грандиозных событий, как высадка на иные планеты, в том числе на Марс, нам придется очень нескоро.
ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ